В данный момент Галерея ART11 не занимается печатью фотообоев.

 

 

Галерея ART11 Екатеринбург

Портрет

Перейти в галерею портретов

Искусство портрета пронизывает всю историю западной живописи. В античности портрет более развивался в области скульптуры, нежели в живописи.

Женский портрет

В Византии портрет, поддерживаемый христианскими доктринами, обладал всеми официальными и даже пропагандистскими чертами. Иконоборческий кризис ознаменовал собой перерыв в развитии жанра, но портретные изображения донаторов включались в стенные росписи. Индивидуализм и натурализм готики благоприятствовали развитию портрета (Джотто - Энрико Скровеньи, ок. 1305, Падуя; Симоне Мартяни - Св. Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского, Неаполь, Каподимонте). Донатор изображался на боковых створках алтаря рядом со святым, что предвещало в дальнейшем полную независимость портрета. С начала XIV в. появляется героизированный светский портрет. Фреска Симоне Мартини Гвидориччо да Фольяно (1328, Сиена, Палаццо Публике), связанная с романской традицией, открыла дорогу многочисленным конным портретам эпохи Возрождения. Расцвет индивидуального портрета приходится на период между 1350 и 1420 и связан с кругом интернациональной готики. Графу де Верти принадлежала галерея портретов пап и правителей, как живых, так и умерших. Профильный женский портрет на черном фоне из вашингтонской Нац. гал. и также профильный, но на золотом фоне портрет Людовика II Анжуйского (ок.1415, акварель, Париж, Нац. библиотека) показывают представителей изысканного общества; они исполнены во франко-фламандском стиле с преобладанием французских черт и дают представление об экстравагантных приемах интернациональной готики. Бурное развитие портрета происходит между 1420 и 1460 одновременно в Нидерландах и Италии. Ян ван Эйк дважды писал портрет Арнольфини.

Мужской портрет

Портреты нидерландских торговцев работы Пизанелло свидетельствуют о социальных различиях. Для нидер ландского портрета первой половины XV в. характерно погрудное изображение в три четверти или анфас в интерьере или на нейтральном фоне; этот тип портрета встречается и в творчестве ван Эйка (Портрет человека в красном тюрбане, Лондон, Нац. гал.). На портретах Мастера из Флемаля модель практически полностью занимает картинную плоскость, резкий свет выделяет малейшие морщины. На портретах Рогира ван дер Вейдена лица написаны в три четверти (женский портрет, Вашингтон, Нац. гал.). Портрет молодой женщины работы Петруса Кристуса (Берлин-Далем, музей) является одним из последних примеров искусства, восходящего к интернациональной готике. XV в. В Италии XV в. портрет придворный, героический или лирический занимает особое место. В 1420-е параллельно развиваются две тенденции: традиционная - галантные портреты в духе Пизанелло и новаторская - монументальные и реалистичные портреты Мазаччо. Троица Мазаччо в ц. Санта Мария Новелла, заказанная Лоренцо Ленца и его супругой (1427-1428), имела революционное значение, поскольку святые и донаторы написаны здесь в одном масштабе. Так складывается флорентийский портрет первой половины XV в.: профильный бюст на темном фоне, линейный, словно вырезанный и несколько суховатый. В искусстве Андреа дель Кастаньо возрастает динамизм - в мужском портрете (Вашингтон, Нац. гал.) модель изображена в три четверти на фоне голубого неба, по которому бегут белые облака; портрет написан в тяжелом, но мощном стиле. Италия XV в. чествует своих кондотьеров в конных портретах (Андреа дель Кастаньо Никколо да Толентино, 1456). Пизанелло работает в стиле поздней готики; типичным для него портретом является портрет принцессы Джиневры д'Эсте (Париж, Лувр) - поясное профильное изображение выделяется на фоне натуралистично переданной листвы. Этот еще готический вкус к декоративности приводит к отказу от реального пространства.

Групповой портрет

Во второй половине XV в. поиски синтеза уступают место повествовательности. Французский портрет представлен в основном творчеством Фуке. Портрет Карла VII (Париж, Лувр) поясное изображение в анфас на фоне двух занавесей, исполненное в полуреалистичной, полуофициальной манере создает новый тип королевского портрета, в котором сочетается обобщенная трактовка с психологизмом. Конец XV в. ознаменовался новым этапом в развитии портретной живописи: благодаря более тесной связи между Нидерландами и Италией в Италии появилась техника масляной живописи и распространился реализм. Из портретов донаторов возникает светский портрет. Религиозные или античные элементы вытесняются психологизмом. Портрет перестает быть предметом роскоши, он становится доступным для буржуа, а развитие портретного искусства Антонелло предвосхищает развитие этого жанра в XVI в. В Италии выделяются три больших центра - Флоренция, Рим и Север. Во Флоренции акцент ставится на декоративность. Боттичелли, самый великий портретист конца века, подчеркивает элегантность своих моделей, изображая их в профиль (женский портрет, Флоренция, Палаццо Питти). Около 1480 во Флоренции появляются поясные портреты в три четверти. Но Пьеро делла Франческа сохраняет флорентийский профиль; портреты Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца (Флоренция, Уффици) представлены на фоне пейзажа. В космополитичном Урбино сочетаются различные традиции: итальянский профиль и нидерландская манера (портрет Федериго да Монтефельтро в Причащении апостолов Иоса ван Гента, 1474, Урбино, Нац. гал. Марке). В Риме, христианской столице, развивается жанр посвятительно и идеализированного портрета (Мелоццо да Форли - фреска Основание Ватиканской библиотеки, Ватикан, пинакотека). На Севере Италии развитие портретного жанра было более плодотворным, портреты пишутся поясные и в полный рост, на фоне неба и на нейтральном фоне. Венецианский поясной портрет в три четверти представлен в основном в творчестве трех живописцев Джентиле Беллини (портрет Екатерины Корнаро, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Антонелло да Мессина (так называемый Кондотьер, Париж, Лувр) и Джованни Беллини, который благодаря урокам Антонелло стал самым крупным официальным портретистом своего времени (портрет дожа Лоредана,1505, Лондон, Нац. гал.). В Мантуе Мантенья продолжает традицию итальянского поясного портрета (портрет кардинала Меццароты, 1459, Берлин-Далем, музей). Во Фландрии конец XV в. не был отмечен новыми открытиями; живописцы пользовались примерами мастеров начала века. Замечательным мастером портрета был Мемлинг; в этом жанре он оказался более энергичным, чем в картинах на религиозные сюжеты (портрет Яна де Кандиды, медальера Марии Бургундской, 1478, Антверпен, Кор. музей изящных искусств). Введение семьи донатора в религиозные картины (Гуго ван дер Гус - Алтарь Портинари) предвещает корпоративные портреты.

Детский портрет

Во Франции конца XV в. преобладает влияние Севера; Мастер из Мулена пишет погрудные портреты Анны и Пьера де Божо. В Провансе Никола Фроман под влиянием работающих в Авиньоне нидерландских мастеров исполняет портрет короля Рене и его супруги (Диптих Матерон, 1492, Париж, Лувр). XVI в. Это период расцвета портретной живописи. Типы портрета приобретают системный характер. Преобладает психологический портрет в интерьере: у Леонардо полуфигура изображена за парапетом; модель в рост у Тициана представлена между занавесом и колонной. Типов портрета очень много: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (сатрибутами божества или богини), символический (основанный на литературных произведениях). Появляются автопортреты и групповые портреты. Наконец, более разнообразной становится и техника. В эту эпоху вкусы заказчиков склоняются к хвастовству, наивному и простому у Моро, Коэльо и Поурбуса или лиричному, как в многочисленных портретах артисток и возлюбленных. В Италии вырабатывается особый тип портрета: монументальный классический портрет, который появляется в трех крупных центрах - Флоренции, Риме и Венеции. Во Флоренции развивается и маньеристский портрет. Классические портреты, спокойные и монументальные, в 1500-1520 пишут Леонардо и Рафаэль, а позже Тициан. Стиль Леонардо эволюционирует от четкого и резкого (портрет Джиневры деи Бенчи, ок. 1480, Вашингтон. Нац. гал.) к Джоконде (ок. 1508, Париж, Лувр). Рафаэль во Флоренции, а затем в Риме уделяет большое внимание характеру портретируемого, он подчеркивает силуэт четким контуром и использует чистые цвета. Он исходит из поясных в три четверти портретов работы Леонардо, со скрещенными руками на фоне пейзажа (портреты Анджело и Маддалены Дони, Флоренция, Уффици), находит гармонию между живописцем и его моделью (портрет Б. Кастильоне, Париж, Лувр) и идеализирует модель (Дона Велата, Флоренция, Палаццо Питти).

Около 1530 ведущая роль в развитии портрета вновь переходит к Венеции, где Тициан в своих официальных портретах примиряет восхваление со стремлением к реальности. Портретист Карла V, он создал его портрет в рост (1533, Мадрид, Прадо). Он написал также портрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (Неаполь, Каподимонте) и портреты ученых (П. Аретино, Флоренция, Палаццо Питти). В Венеции сталкиваются две концепции: официальная (Тициан, Тинторетто, Пальма и Савольдо) и романтическая (Джорджоне - портреты мечтательных людей: оортрет молодого человека, Будапешт, Музей изобразительных искусств; и Лотто). За пределами Венеции преобладал менее официальный стиль, отражающий живое чувство жизни; он представлен в творчестве Моретто в Брешии, холодными и натуралистичными портретами Морони в Бергамо и работами Париса Бордоне.

Мужской портрет

Параллельно с классическими венецианскими портретами развивается и маньеристический портрет. Он зарождается при флорентийском дворе около 1517-1520 в творчестве Понтормо (Алебардист, Нью-Йорк, собрание Фрик) и Бронзино (портрет Элеоноры Толедской, Флоренция, Уффици). За пределами Флоренции ученики Рафаэля продолжают его традицию: Джулио Романо, Франчабиджо, а также Буджардини используют сфумато. Пармиджанино подчеркивает чудесное и фантастичное (портрет графа Фонтанеллато, Неаполь, Каподимонте). Рядом с этими значительными типами портретов существовали и малые типы: аллегорический и символический портреты (Бронзино - Андреа Дориа в виде Нептуна, Милан, пинакотека Брера). В XVI в. были популярны символические портреты, основанные на литературных произведениях и игре слов (Джорджоне - Лаура, или Женщина с лавром, Вена, Музей истории искусств). Портрет был широко распространен и в Германии. С первой трети XVI в. он развивается в двух направлениях: национальное (Кранах, Дюрер) и интернациональное (Гольбейн). Позже в Германии главенствует итальянское влияние. Лукас Кранах Старший пишет поясные портреты часто на фоне пейзажа (портреты Куспиниана и его жены, Винтертур, собрание Оскара Рейнхарта). Дюрер начинает с возвращения к традиции, исполняя поясные портреты в три четверти на нейтральном фоне (портрет молодого человека, Мюнхен, Старая пинакотека), но его любовь к роскоши и путешествие в Венецию приводят к тому, что он начинает писать пышные портреты на фоне пейзажа (Автопортрет, Мадрид, Прадо; портрет О. Крелля, Мюнхен, Старая пинакотека). Наряду с национальным портретом развивается и большой классический портрет, крупнейшим представителем которого был Ганс Гольбейн Младший (Посланники, Лондон, Нац. гал.; портрет Эразма Роттердамского, Париж, Лувр). Гольбейн создал и тип английского портрета XVI в.: изображение в анфас, четкое и сухое, на нейтральном фоне и с роскошными аксессуарами.

В Англии официальная живопись представлена иностранцами: Гольбейном, а затем нидерландцами - Герартс (холодные портреты с роскошными деталями). Романтическое направление, подчеркнуто эмоциональное, характерно для портретной миниатюры; в этом жанре работали преимущественно англичане, например П. Оливер и Н. Хиллиард (Юноша среди розовых кустов, Лондон, музей Виктории и Альберта). Нидерландские художники Антонис Мори Петер де Кемпенер, ставшие в Испании соответственно Антонио Моро и Педро Кампанья, чувствительны к влиянию итальянизма, распространившегося в трех центрах - Утрехте, Харлеме и Брюсселе. Во Фландрии центрами портретной живописи становятся Антверпен и Брюссель, Йос ван Клеве становится столь знаменитым, что в 1530 его призывают к французскому двору для исполнения портрета Франциска I. Не менее популярен был Флорис, одновременно реалист и романист. Госсарт стал приверженцем римской пластики (портрет девочки, Лондон, Нац. гал.). В Голландии распространяется влияние Дюрера, итальянцев (Лука Лейденский - женский портрет, Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена) и фламандцев (Ян ван Скорел). В Голландии развивается и особый тип портрета: корпоративный портрет, расцвет которого приходится на XVI- XIX вв. Первый большой групповой портрет еще связан с религиозной традицией (Скорел - портреты членов Иерусалимского братства, Утрехт, Центральный музей; Харлем, музей Франса Халса).

Женский портрет

Во Франции тесно переплетаются две тенденции: северная и итальянская. Корнель де Лион пишет небольшие поясные портреты на зеленом или синем фоне (портрет Пьера Аймерика, Париж, Лувр). По этому же пути идут Иос ван Клеве, который сочетает фламандское влияние с итальянским сфумато, Жан Клуэ, склонный к роскошным одеждам (портрет Франциска I, Париж, Лувр), его сын Франсуа Клуэ, автор эклектичных небольших поясных портретов, в которых иногда проявляется глубина итальянских портретов (портрет Пьера Кюта, там же), и, наконец, Франсуа Кенель. Растущий интерес к портретному жанру объясняет широкое развитие портретов в три карандаша (серый, коричневый и синий или зеленый для глаз), которые мастерски исполнял Франсуа Клуэ. Его последователями стали династия Дюмустье и Ланьо. В Испании XVI в. существовало два типа портрета: придворный, представленный в творчестве Педро Кампанья и Антонио Моро, создателя типа испанского портрета, и мистический портрет Эль Греко, в котором существуют лишь лицо и непропорционально длинные руки. Рисунок и очень свободный мазок усиливают дематериализацию модели (Брат Ортензио Феликс Паравичино, 1609, Бостон, Музей изящных искусств). XVII в. В эту эпоху социальная база портрета расширяется - придворного во Франции, Англии и Испании; буржуазного и группового в Голландии. Благодаря Ван Дейку и Рубенсу тип королевского портрета становится интернациональным. Под влиянием венецианского портрета модель теперь изображается, как правило, в рост на фоне занавеса, колонны и пейзажа; портреты написаны в теплом колорите. Рубене создает в основном придворные или камерные портреты; Ван Дейк, придворный живописец, идеализирует портретируемых и использует перламутровые тона, его живопись - это отзвук генуэзского благородства и утонченного английского двора (портрет Карла I, Париж, Лувр). Этот тип портрета на фоне пейзажа будет характерен для английской школы живописи XVIII в. Во Франции строгий портрет первой половины XVII в. сменяется более пышным стилем. Здесь работают фламандцы (Поурбус). Филипп де Шампень, получивший фламандское воспитание, пишет портреты Ришелье. Он создает тип строгого портрета в северных традициях, практически монохромного, черного на нейтральном фоне. Фламандское влияние распространяется и в Тулузе, благодаря групповым портретам Шалетта. В середине XVII в. портрет становится более официальным и изображает важных сановников (Лебрен - портрет Пьера Сегье, Париж, Лувр).

Семейный портрет

Портреты мечтательных людей работы Себастьяна Бурдона и автопортреты Пуссена свидетельствуют о поисках утонченного психологизма. Во второй половине XVII в. пышные версальские праздники отразились в портретах работы Миньяра, мастера женских портретов и аксессуаров, Риго (портрет Людовика XIV, Париж, Лувр) и Ларжильера. Рядом с этим помпезным стилем работают барочные художники (например, Ривальц в Тулузе). Переход к XVIII в. отмечен интересом к движению и ярким краскам (групповые портреты работы Ларжильера). XVII в. является наиболее плодотворным периодом голландского портрета. В этой протестантской стране развивается вкус к портрету, подчеркивающему индивидуальные особенности модели - буржуазные, индивидуальные, групповые портреты и портреты-характеры. Они ограничены монохромной черно-коричневой гаммой и написаны на нейтральном фоне. Портреты очень многочисленны и эволюционируют от правдивых, но несколько скованных произведений Корнелиса де Воса, Пота, Соутмана,Миревелта и Равестейна к более живым фигурам Ф. Халса, Верспронка и ван дер Хелста. Корпоративный портрет также достигает в XVII в. своего расцвета (Рембрандт - Синдики, Амстердам, Гос. музей; Анатомии доктора Н. Тюлпа, Гаага, Маурицхёйс; Хале - групповой портрет стрелковой роты св. Адриана, Харлем, музей Франса Халса). Двумя крупнейшими мастерами портрета являются Франс Хале, с его мощными формами, новаторской техникой, смелостью некоторых портретов-характеров, и Рембрандт, с его силой воображения и способностью раскрыть душу портретируемого. В Англии у истоков портретного жанра стоят иностранцы: Мейтенс, Ван Дейк, Хонтхорст. Около 1650 появляются талантливые английские живописцы - энергичный У. Добсон и четкий и несколько сухой Р. Уокер. В концу века сэр Питер Лели создает портреты придворных дам. Официальным портретистом короля был Райт, а королевы - Даль.

Детский портрет

В Испании создаются божественные портреты Сурбарана, жанровые портреты Риберы и Мурильо и придворные портреты Веласкеса. Веласкес использует свободную технику и пишет героические и торжественные портреты королевской семьи. Ему подражали Карреньо де Миранда, писавший в более сухом стиле, и Санчес Коэльо, использовавший более теплую палитру. XVIII в. Это период международной экспансии французского искусства. Из Франции ведет свое происхождение придворный портрет в рост, роскошный и утонченный; французская философия и французский дух проникают во все дворы Европы. Растущая чувственность приводит, под английским влиянием, к возникновению естественного портрета. Вкус к портрету возрастает (в 1699 треть представленных в Салоне работ являлась портретами). Во Франции вслед за Риго и Ларжильером мастерами официального портрета были Ванлоо и Труа, а также Pay и Гриму. Это была эпоха восхваления женщины в аллегорических портретах, парадных (Буше - портрет мадам де Помпадур, Мюнхен, Старая пинакотека) или камерных (Буше - портрет мадемуазель 0'Мерфи, там же). В жанре придворного портрета работают Аве, Нонотт и Друэ. Подлинным открытием XVIII в. стал психологический портрет. Морис Кантон де Латур выделяет в лице взгляд, улыбку; его последователями были Ж.-Б. Перронно, который работал в более современном стиле, используя широкие косые штрихи и цветовые контрасты, и Боз. На протяжении этого периода вкусы упрощаются, художники предпочитают изображать модели в привычной для них обстановке, и этим объясняется большое количество портретов артисток в неглиже, охотников на фоне пейзажа (Депорт - Автопортрет, Париж, Лувр) и жанровых портретов в духе Шардена и Леписье. В конце XVIII в. увеличивается количество детских портретов, а усиление буржуазии способствует успеху Дюплесси. В творчестве Вестье, Дюкрё, Данлу, Рослина, Вертмюллера появляется уже новая манера, неоклассицистическая у Виже Лебрен, монументальные фигуры которой по своей сентиментальности отличны от нервных и светлых моделей Лабий Гиар.

Мужской портрет

В Англии XVIII в. проходит под знаком Ван Дейка и предромантизма. Хогарт создает оригинальный самостоятельный тип - портрет-репортаж (портрет Сары Малком, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии) и реалистичный портрет (портрета капитана Т. Корема, Лондон, госпиталь Фаундлинг). Наконец, тип английского естественного портрета в рост на фоне пейзажа представлен в творчестве Рейнолдса и более лиричных произведениях Гейнсборо. Рэмзи создал тип, который впоследствии будут с некоторыми изменениями развивать Ромни, Ребёрн и Лоренс, а также Хоппнер и миниатюристы Косуэй и Энглхарт. В США наряду с европейской живописью, оказавшей влияние на творчество Стюарта, Пёрла, Трамбала и Эрла, развивается и наивная национальная живопись с плоскими формами, резким рисунком и ярким колоритом.В других странах портрет был менее распространен: среди итальянцев следует упомянуть портреты пастелью Розальбы Каррьеры и изысканный, немного приглаженный стиль П. Батони (Рим) и Менгса, а также произведения Гисланди, работавшего в Бергамо. В Германии и Швейцарии эстетика рококо оказала большое влияние на Песне, Мерсье, Цика, Ходовицки. Двумя крупнейшими мастерами своего времени являются живописцы, увлеченные психологическим портретом: Лиотар в Швейцарии (портрет мадам Эпине, Женева, Музей искусства и истории), рисовавший также пастелью, и Антон Графф в Германии. Неоклассицистический стиль развивался в двух направлениях: холодное у Менгса и предромантическое у А. Кауфман и Тишбейна (портрет Гёте, Франкфурт, Штеделевский художественный институт). В Испании начала XVIII в. преобладает влияние французского придворного портрета (Ранки Уасс), а позже - итальянского Менгс. Жанровый портрет представлен в творчестве Луиса Парет Алькасара. Но лучшие и самые совершенные портреты были исполнены Гойей (портеты в рост на нейтральном фоне с перламутровыми лессировками).

Женский портрет

Профессиональных портретистов, подобных Риго или Ванлоо, больше не существует, теперь все художники пишут портреты. На протяжении первой половины XIX в. портретный жанр бурно развивается. Затем следует кризис, связанный с изобретением фотографии и рождением импрессионизма. До 1850 существуют два различных течения: неоклассицистическое, или давидовское, линейное, с резкими тонами, подчеркивающее социальное положение модели, и романтический портрет, уделяющий внимание внутреннему миру человека; в этом случае, возможно под английским влиянием, модель изображается на нейтральном фоне или на фоне пейзажа, отражающего состояние души портретируемого независимо от его социального положения. Но оба эти типа представляют собой идеализированный портрет. Военный или романтический герой представлен в аллегорической или драматической сцене. Стиль самого Давида эволюционирует от конного портрета графа Потоцкого (Варшава, Нац. музей) к портретам супругов Пекуль (Париж, Лувр) и портрету мадам Рекамье (там же) на фоне, тронутом легкой лессировкой. Героическая тема вдохновляет Давида на создание реалистических портретов (Марат, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Энгр пишет свои пленительные портреты (портреты отца, матери и дочери Ривьер, Париж, Лувр). На вершине своего мастерства он изображает напыщенных буржуа (портрет Л. Ф. Бертена, там же). Наряду с этими неоклассицистическими портретами существует и ряд утонченных и меланхоличных изображений, часто выполненных учениками Давида, но отмеченных английским сентиментализмом, например элегантный портрет Изабе с дочерью работы Жерара (там же). Прюдон продолжает традицию XVIII в., но его вкус к изображению эффектов атмосферы связан с романтизмом. Гро, Жерико и Делакруа пишут романтические портреты, а Шассерио остается последователем Энгра и стремится к совершенству формы. Портреты сумасшедших работы Жерико по своей теме и объективности открывают новую эпоху в истории портретной живописи. Кризис искусства портрета: после 1850. Около 1850 широкое распространение фотографии, появившейся двадцатью годами раньше, вызывает полемику. Реализму Милле (портреты молодых людей, офицеров, буржуа) Курбе и Домье противопоставляется экспрессивное искусство в духе Хогарта и Гойи. При дворе работают свои художники (Винтергальтер), по заказам буржуазии - свои (Кутюр, затем Каррьер во Франции, Фейербах в Германии, Уистлер в США).

Групповой портрет

Стремление к портретному сходству, обладавшее большой традицией, становится принудительным. Теперь каждый живописец развивает в портрете существенные только для него одного черты. Коро окутывает свои фигуры чувствительной к малейшим вариациям света атмосферой; Мане эволюционирует от плотной фактуры к картонным фигурам; Дега схватывает людей в определенный момент; Моне переходит от тяжеловесного изображения к легкому стилю, близкому Сислею и Писсарро; Ренуар пишет портреты всего Парижа, театральный мир и любители искусства оживают под его легкой кистью, а его чистые тона будут заимствованы Б. Моризо и М. Кэссет. В творчестве набидов продолжается натуралистическая традиция (Вийяр был последним живописцем буржуазии). Тулуз-Лотрек был ироничным портретистом театрального мира. Роль японского эстампа очень велика, и этот ориентализм позволил приостановить упадок портретного жанра, вытесняемого пейзажем и натюрмортом. Благодаря плакатам портрет входит в повседневную жизнь (Шере). Искусство 1890-х требует от портрета поисков новых технических, эстетических и психологических решений. Сера, Синьяк, Редон, Ван Гог, Гоген, Сезанн и Климт раздвигают границы портретного жанра. XX в. Фовисты и кубисты пошли по пути, открытому их предшественниками: портрет отныне менее важен, чем другие жанры живописи. Но и фовисты (Матисс, Ван Донген, Дерен, Вламинк), и кубисты (Пикассо, Грис) писали портреты, а Пикассо и Матисс посвятят этому жанру часть своего обширного творчества (живопись и графика). До 1914 портрет был популярен в Германии (Мост) и Австрии (Шилле, Кокошка). К Парижской школе принадлежат такие замечательные портретисты, как Модильяни и Шагал. В 1920-е возвращение к классическому реализму возродило жанр портрета. Несмотря на следование моде, Тамара де Лемпицка и Буте де Монвель смогли найти свой оригинальный стиль. Наиболее интересные портреты созданы немецкими художниками новой вещественности (Дикс, Шад, Беккман) и французскими сюрреалистами (Эрнст, Гюго, Белльмер), а также независимыми художниками Сутином и Бальтюсом. Прекрасные портреты писал и бывший участник объединения Абстракция-Творчество Вийон (Ученый, 1933; Мисс Би, 1934). Подъем портретного жанра связан с послевоенным временем (Дюбюффе), но волна абстракционизма вновь приостановила развитие портретной живописи. Следует упомянуть выразительные и лиричные портреты Аппела (1957), а также портреты Бэкона, одного из основателей Новой фигурации. Поп-арт (Блейк, Хокни, Китай, Лихтенштейн, Уорхол), неореализм (Рэсс, Клейн), гиперреализм (Клоуз) более сдержанно относились к изображению человека (серии Уорхола - Мерилин Монро, 1967; Mao Цзе-дун, 1974; фотографические портреты Чака Клоуза - Ричард, 1969, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду).

 

портрет фон портреты париж искусство лувр музей писать жанр стиль портретный живопись
модель творчество гала развитие флоренция мужской женский групповой портреты

 

Сopyright © art11.ru

Рейтинг@Mail.ru